Синодик подвижников Радонежской земли, пострадавших в годы гонений на Церковь в XX-м столетии. 17 августа – день памяти монахини Михаилы (Шитовой)

Монахиня МИХАИЛА в миру Шитова Мария Кузьминична (1891 [1893] – 17.08.1985) родилась в семье рабочего-печника в городе Троицке Уральской (ныне Челябинской) области. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Мария приехала в Москву и решила пойти учиться на курсы сестер милосердия. Через полтора года поступила на медицинский факультет Высших Женских Курсов профессора Герье при Московском университете, дававший диплом врача, но диплом не получила, поскольку в 1919 году вынуждена была уйти с четвертого курса.  В это время она посещала Христианский студенческий кружок, руководимый В. Ф. Марцинковским.

В 1920-е годы Мария Шитова духовно окормлялась у архимандрита московского Данилова монастыря преподобноисповедника Георгия (Лаврова). Бывала она и в Сергиевом Посаде, в доме 12 по ул. Полевой, где по благословению отца Георгия подолгу жили его духовные чада. Мария была близка к святителю Афанасию (Сахарову), схимонахине Олимпиаде (Ивановой), жившей в то время во Владимире. Когда отец Георгий был сослан в Кара-Тюбе, она навещала старца.

9 декабря 1929 года епископ Мануил (Лемешевский) постриг Марию Кузьминичну в монашество с именем Михаила. Постриг был совершен в Серпухове, где служил владыка. В 1933 году монахиня Михаила работала медсестрой центральной амбулатории в Загорске. 

Мария Кузьминична Шитова была арестована 25 января 1933 года вместе с другими духовными чадами архимандрита Георгия. Осуждена по «Делу членов кружка христианской молодежи» на три года лагерей и отправлена в Сибирский исправительно-трудовой лагерь на строительство Чуйского тракта на Алтае (участок от г. Бийска до Манчжурии). В лагере работала врачом в больнице, где познакомилась с санитаркой Татьяной Михайловной Шураковой (впоследствии монахиней Магдалиной), также репрессированной, с тех пор они не расставались до конца жизни. Марью Кузьминичну ценило лагерное начальство, которое не желало отпускать ее даже после окончания срока. Господь по молитвам Архистратига Михаила и ее духовного отца архимандрита Георгия помогал ей врачевать и исцелять страждущих, о чем она оставила замечательные записки «Сила старческого благословения из-за гроба». В больницах, где она работала, была наименьшая смертность. 

Одновременно с матушками в том же лагере находился епископ Варнава (Беляев). В его жизнеописании есть следующий рассказ о встрече с монахиней Михаилой:

«Работая врачом лагерной больницы, матушка имела свободный выход и иногда посещала церковь. Конечно, никому она о том не говорила, никто об этом не знал. Однажды, причастившись, шла она радостная в барак; навстречу ей попался Николай Беляев, который подошел к ней, низко поклонился и сказал: “С принятием Святых Тайн, монахиня Михаила”. 

Что такое? Вслух называют ее монашеское имя, которое никому в лагере не должно быть известно?..

Вечером она подошла к этому странному заключенному, то ли сумасшедшему, то ли юродивому, и спросила:

‒ Откуда вы узнали, что я монахиня Михаила?

‒ Если вам угодно, извольте, скажу, ‒ смиренно ответил заключенный. – Помните, вы меня расспрашивали, где я был ранее и что делал? Я вам толком тогда не ответил, хотя вы долго меня испытывали, чтобы послать в Томск в психиатрическую больницу... Видите ли, я когда первый раз вас увидел, то почувствовал вроде как огорчение. Одеты вы были как все; румянец у вас был во всю щеку. “Кто она такая?” – спросил я Господа. И мне была показана высокая рожь, и из нее вы выходите в мантии. “О, она, оказывается, мантийная”, ‒ подумалось мне. А за вашей спиной стоял Архангел Михаил».

После освобождения из лагеря Марья Кузьминична не имела права жить ни в Москве, ни в Загорске. Ей предложили заведовать фельдшерско-акушерским пунктом в селе Заречье Киржачского района Владимирской области. Испросив благословения у схимонахини Олимпиады, вместе с Татьяной Михайловной, устроившейся в том же учреждении санитаркой, они поселились в Заречье. Здесь они не только лечили, но и кормили больных, помогая многим выжить в те голодные годы. Они могли это делать, поскольку держали корову и, как медработники, получали паек. Матушки также помогали людям духовным советом и молитвой.

В 1952 году монахиня Михаила переехала в Загорск и поселилась в знакомом ей с юности доме 12 на ул. Полевой. Устроилась на работу в процедурный кабинет одного из медицинских учреждений, где проработала еще многие годы. В 1955 году к ней переехала из Заречья и Татьяна Михайловна. В доме жили также Александра Никифоровна Маланичева, дочь дорогого для архимандрита Георгия блаженного Никифорушки, и духовная дочь отца Георгия Екатерина Максимовна Морозова (инокиня Ермиония). На втором этаже, во флигеле, с 1951 года жила семья протоирея Тихона Пелиха. Его супруга Татьяна Борисовна (в девичестве Мельникова) была близкой духовной дочерью старца Георгия (Лаврова), разделила с ним ссылку. В доме бывали многие замечательные исповедники, старцы – архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Наум (Байбородин), игумен Виссарион (Великий-Остапенко) и другие лаврские отцы. Некоторые подвижники, приезжавшие тогда в Посад, жили здесь подолгу.

Монахиня Михаила преставилась в возрасте 94 лет. Отпевали ее в Ильинском храме Сергиева Посада. Погребена на Старом кладбище в одной оградке с монахиней Магдалиной (Т. М. Шураковой), за оврагом, у самого поля, недалеко от места погребения схиархимандрита Иоанна (Маслова). После кончины монахини Михаилы в доме 12 на Полевой улице поселилась Елена Владимировна Чичерина (в монашестве Екатерина), также духовное чадо отца Георгия (Лаврова), которая, совершив свое многотрудное жизненное странствие, вернувшись из лагеря в родной Сергиев Посад, долго работала в канцелярии Троице-Сергиевой Лавры. 

  

Основной источник: Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Синодик с краткими биографическими справками / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). — Сергиев Посад: СТСЛ, 2022. — Т. 2. — С. 151-154.

Библиография: ЦА ФСБ РФ. Д. Р–40232; Монахиня Михаила (Шитова М. К.). Воспоминания о совместной жизни и работе нашей с санитаркой Шураковой Татьяной Михайловной (в постриге монахиней Магдалиной). Рукопись; Лаврский печальник... С. 104–110; У Бога все живы… С. 110, 129. 




17 августа 2025

< Назад | Возврат к списку

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек из числа лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.