По молитвам Преподобного… Святейший Патриарх Тихон и Свято-Троицкая Сергиева Лавра

7 апреля 1925 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, почил о Господе святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевы Лавры.

28 августа 1917 года по новому стилю, в день праздника Успения Божией Матери, в Москве открылся Поместный Собор под председательством Московского митрополита Тихона (Беллавина). Перед этим ответственным деянием члены Собора совершили паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

27 августа Собором совершено паломничество к преп. Сергию. Члены Собора выехали из Москвы с особым поездом в 8 час. утра. В этом поезде следовали и святыни Московского Успенского собора: ковчег, в котором помещается частица ризы Господней, крест с частицею креста Христова и Влахернская икона Божией Матери. Во время движения поезда духовенством Успенского собора совершалось молебствие с водосвятием, и члены Собора были окропляемы Св. водою. Поезд с паломниками прибыл в Сергиев посад в 10 час. утра, от вокзала члены Собора стройными рядами шли к лавре с пением священных песнопений вместе с крестным ходом. Пред воротами лавры крестный ход был встречен митрополитом Московским Тихоном с сослужившим ему духовенством. Паломники направились прямо в Троицкий собор. В 11 час, дня началась Божественная литургия, которую совершали митрополиты Владимир и Тихон, и архиеписк. Агафангел в сослужении с членами Собора. Вместо причастного говорил слово архим. Иларион, инспектор Московской академии. После литургии был совершен молебен преп. Сергию с акафистом. Богослужение окончилось в 2 ч дня. Затем паломникам была предложена лаврою трапеза; трапеза прошла по монастырскому чину с чтением жития преп. Сергия и возношением "панагии". После трапезы паломники осматривали достопримечательности лавры, академию, ризницу, многочисленные храмы и пр. Многие из них навещали Троице-Сергиеву лавру в первый раз. В 6 ½ ч. вечера члены Собора также с крестным ходом направились обратно на вокзал и в 8 час. отбыли в Москву.

Владимирские епархиальные ведомости. 1917, № 35

После бурных дискуссий Собор принял решение о восстановлении патриаршества. В результате тайного голосования были определены три кандидата в Патриархи, одним из которых был владыка Тихон. Избрание Патриарха должно было решиться посредством жребия. 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя старец Смоленской Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) вынул жребий, на котором было написано имя Тихон.

После наречения Патриархом святитель отправился в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. На паперти Троицкого собора его встретил наместник Лавры архимандрит Кронид (Любимов), будущий преподобномученик. Окропив себя святой водой, святитель Тихон направился к раке с мощами преподобного Сергия и, преклонив колена, долго молился у мощей Преподобного. После молебна он преподал братии и всему народу архипастырское благословение. На другой день в Троицком соборе была отслужена Божественная литургия. Особой грамотой владыка установил совершать торжественные молебны с пением акафиста преподобному Сергию и отслужил первый из них. «Благо и спасение Родины всегда были дороги и близки сердцу истинных Христовых отшельников, – говорил святитель. – Пример сему подает нам наш отец и великий печальник земли Русской преподобный Сергий, игумен Радонежский. И мы, недостойные и многогрешные насельники его святой обители, должны усугубить в настоящую лютую годину свои моления о спасении Родины»[1].

Свято-Троицкая Сергиева Лавра во 2-й пол. XIX в.


За две недели, проведенные в Лавре в ноябре 1917 года, нареченный Патриарх почтил память своих предшественников. В Вифании им была отслужена панихида у гробницы митрополита Московского Платона (Левшина), а по случаю 50-летия кончины митрополита Филарета (Дроздова) совершены парастас и заупокойная литургия. Владыка также принял участие в торжественном собрании Московской духовной академии, посвященном памяти святителя Филарета, а позже навестил Александро-Мариинский дом призрения, основанный митрополитом Филаретом. При отъезде из дома призрения архипастырь благословил детей и просил их помолиться за него при вступлении на предстоящий ему в тяжелую годину испытаний великий подвиг управления Русской Церковью.

Святитель посетил также приписанные к Лавре обители. В пещерном храме Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманского скита он возглавил Божественную литургию и молебен в сослужении наместника Лавры архимандрита Кронида, а также ректора Вифанской духовной семинарии архимандрита Германа (Ряшенцева) и старшей братии скита. Побывал он и в Зосимовой пустыни, где с сыновней радостью был встречен братией монастыря.

Общий вид пещер при Гефсиманском скиту

В Лавре святитель Тихон принял депутацию от Поместного Собора, пригласившую его пожаловать в Москву на интронизацию. Отслужив торжественный молебен преподобному Сергию, владыка, провожаемый всей братией, под звон колоколов покинул обитель и направился в Москву.

После восшествия на Первосвятительский престол продолжилась тесная духовная связь Патриарха с братией Троице-Сергиевой Лавры. В дни Святой Пасхи, когда он вновь посетил обитель преподобного Сергия, наместник Лавры архимандрит Кронид обратился к нему с пасхальным приветствием, укрепляя архипастыря на предстоящем ему пути:

«Христос Воскресе! Ваше Святейшество! Милостивый Первосвятитель земли Русской и наш Благостнейший Отец! Среди светлых дней Своего Воскресения воскресший Господь дает нам сугубую благодать пришествием твоим к преподобному отцу нашему Сергию. При жизни своей он решительно отказался от высокого сана первосвятительского. Но зато в продолжение 500 лет по кончине своей дал Русской Церкви из своей обители более ста святителей, а в отношении к ее первосвятителям постоянно является как бы небесным бессменным Патриархом всея Руси православной. И тебя он породнил со своей обителию, поручив тебе настоятельство над ней. И ты возлюбил ее любовию сыновнею, а нас, ее чад недостойных, согреваешь любовию отеческой.

В многоскорбные дни страдания Отечества и гонения на Церковь Божию к тебе яко Первоиерарху обращены очи православных русских людей. Гряди же к священной раке великого сына Святой Руси – аввы Сергия. Поведай ему стоны русского сердца. Он жив и ныне и слышит всех, кто притекает к нему со смиренной верой. Он видит и твое переполненное скорбями Церкви и Отечества сердце. Он услышит и твои пламенные молитвы, воодушевит тебя мужеством и будет твоим постоянным благодатным старцем – руководителем в многотрудном твоем служении родной Церкви. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его»[2].

Священномученик Кронид (Любимов)

Источник


В апреле 1919 года началась кампания по вскрытию святых мощей, а год спустя власти посягнули на национальную святыню – Троице-Сергиеву Лавру и святые мощи преподобного Сергия. 26 марта 1920 года вышло постановление президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей Лавры в московский музей». 10 мая 1920 года Патриарх обратился с письмом к председателю Совнаркома Ленину. «Вскрытие мощей, – говорилось в послании, – обязывает Нас встать на защиту поругаемой святыни и вещать народу: должно повиноваться более Богу, нежели человекам»[3]. На обращение Патриарха пришел ответ: «Жалобу гражданина Беллавина (Патриарха Тихона) на постановление Московского губисполкома о перевозке мощей из Троице-Сергиевой Лавры в один из московских музеев от 10 мая оставить без последствий»[4].

Троицкое подворье в Москве

Photo by Троице-Сергиева Лавра / CC BY 2.0


Будучи «призванным стоять на страже народных церковных интересов», святитель считал своим священным долгом оповестить духовную паству о намерениях властей, и 10 сентября 1920 года он обратился к верующим с Патриаршим посланием:

«Уже много раз за последнее время терзалось религиозное чувство русских людей, и удар за ударом направлялся на их святыни. Не избегла сей печальной участи наша великая святыня – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Было начато с вскрытия мощей преподобного Сергия. Этим думали достигнуть того, что народ перестанет стекаться в Лавру и потеряет доверие к своим духовным руководителям. Расчеты, однако, оказались ошибочными. Конечно, при вскрытии не было обнаружено никаких подделок, а были найдены останки Преподобного, которые всеми верующими благоговейно почитаются как его святые мощи. Но, как и следовало ожидать, оскорбление мощей преподобного Сергия вызвало великий религиозный порыв, выразившийся в усиленном паломничестве к его цельбоносной раке. Тогда стали выселять монахов из Лавры, закрывать храмы, уже переданные общине верующих по договору, и в местном Совете начали усиленно обсуждать вопрос об изъятии мощей Преподобного из Лавры, о погребении их или передаче в один из московских музеев. При первых же известиях о сем Мы почли долгом своим лично переговорить с Председателем Совета Народных Комиссаров о необходимости оставить Лавру и мощи в неприкосновенности, на что Нам было отвечено, что Председатель занят обсуждением важных дел»[5]. Далее святитель излагал ход переписки и сообщал об опротестовании им принятых постановлений. В конце послания Патриарх Тихон обращался к верующим: «Очистим же сердце наше покаянием и молитвами и будем молить Преподобного, дабы не покидал Он Лавры своей, а поминал стадо свое, еже собра мудре, не забывал, якоже и обещался, посещать чад своих и всех чтущих память Его»[6]. Заступничество Патриарха, поддержанное верующими, оказало свое воздействие – большевики не решились вывезти мощи преподобного Сергия Радонежского из Троицкой обители.

В период с 1917 по 1922 год резиденцией Святейшего Патриарха Тихона было московское подворье Троице-Сергиевой Лавры, которое на это время стало центром церковной и духовной жизни страны. В маленькой Сергиевской крестовой церкви, непосредственно соприкасавшейся с покоями Патриарха, ежедневно совершали богослужения насельники Лавры. Часто служил в ней и сам Святейший Патриарх Тихон. В эти годы он неоднократно подвергался домашним арестам.

«Обитая на Троицком подворье, Святейший Патриарх Тихон в тех случаях, когда не совершал богослужения в московских или подмосковных храмах, обычно служил или присутствовал в алтаре Сергиевского крестового храма, очень уютной домовой церквушки былых митрополитов Московских и Коломенских.

Храм был расположен на втором этаже подворья и непосредственно соприкасался с покоями Святейшего. Службу в нем обычно правили иеромонахи подворья, но в 1920-1922 гг. преимущественно служил архим. Неофит (Осипов), личный секретарь Патриарха и ризничий подворья, будущий преподобномученик. Диаконствовал почти всегда архидиак. Автоном – исполинского роста мужчина, с хорошим, открытым лицом, бородой чуть ли не до пояса, но видом кроткий и мягкий обхождением.

Бывало за всенощным после отпуста, когда в храме становилось совершенно темно, внезапно в алтаре вспыхивал яркий свет, с клироса раздавалось неожиданно приятное: “Ис полла эти деспота!”, разверзались царские врата, и на солею неслышной походкой в рясе и белоснежном куколе с херувимами быстро выходил Святейший. Осенив всех присутствующих на три стороны общим благословением и с улыбкой поклонившись слегка народу, он уходил обратно. В большинстве же случаев – подходил к ступеням солеи и благословлял всех молящихся, сейчас же друг за другом гуськом подходивших к нему, с любовию и умилением взирая на его необычный лик.

Необычный потому, что при всей своей заурядности он был настолько одухотворенным, излучающим какие-то благодатные токи, что каждый человек в присутствии его неизбежно испытывал внутреннюю непередаваемую радость и покой.

Благословив всех персонально и еще раз осенив склонившихся богомольцев общим благословением, он с легким поклоном и неизменной теплой улыбкой – столь памятной всем – так же быстро поворачивался к царским вратам и уходил в алтарь.

Когда Святейший сам совершал богослужения в своем домовом храме, то по установленной чреде ему сослужило всё московское духовенство. Пели по очереди хоры всех московских и подмосковных женских обителей»[7].

7 января 1925 года, предчувствуя близкий уход из жизни временной, святитель Тихон составил завещание, в котором указал трех Местоблюстителей Патриаршего престола на случай своей кончины. 5 апреля 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, почил о Господе с молитвой на устах.

Верующий народ воспринял преставление святителя Тихона как огромное горе. В дни прощания с Патриархом в Большом соборе Донского монастыря мимо его гроба прошли около миллиона человек. Милиции не было, но и в самом монастыре, и на прилегающих улицах поддерживался идеальный порядок. На похороны Святейшего Патриарха съехались около 60 архиереев и 500 священников. В день погребения не менее трех тысяч человек молились в монастырской ограде об упокоении души усопшего Первосвятителя.

Похороны Патриарха Тихона

Источник


Патриарх Тихон был прославлен в лике святых в 1989 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 400-летию учреждения Патриаршества. В определении Собора говорится, что основанием для канонизации послужили такие подвиги Святейшего Патриарха, как чистота жизни, служение Церкви и ближним, которое простиралось до самопожертвования, мужественное стояние за веру. В 1992 году в Донском монастыре были обретены нетленные мощи святителя. «Святые мощи его даровал Господь России в укрепление ее на предлежащие трудные времена, – сказал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). – И как некогда в годину испытания воззвал Господь Спаситель святителя Тихона, так и ныне послал Он его в помощь земной воинствующей Церкви»[8].

Иеромонах Пафнутий (Фокин)

Источник: Православный паломник


18 ноября 2025

< Назад | Возврат к списку

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек из числа лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.